Со стапелей в океаны. Часть 2

История
20 467

В первом материале, посвящённом современному состоянию Российского ВМФ, мы сознательно не рассказывали о малых боевых единицах флота — катерах, а также о различных судах вспомогательного флота. Пришло время восполнить этот пробел.

Начнём, пожалуй, с наиболее «загадочных» и востребованных противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок».

Катер «Грачонок» был разработан в 2008 году нижегородским конструкторским бюро (КБ) «Вымпел». Серия этих боевых единиц строится сразу на трёх заводах: Зеленодольском судостроительном, владивостокской «Восточной верфи» и рыбинском «Вымпеле». Это высокоскоростные манёвренные противодиверсионные катера многоцелевого назначения. Предназначены они прежде всего для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях баз и пунктов базирования ВМФ. Кроме того, на катере есть телеуправляемый подводный аппарат, а начиная со второго корпуса также и судовой водолазный комплекс с барокамерой, что позволяет проводить водолазные работы и делает боевые единицы этого типа ещё более востребованными на флоте. В настоящее время на службе находятся 12 катеров «Грачонок», четыре строятся и ещё на три подписаны контракты. 

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Водоизмещение — около 140 т, длина — около 31 м. Энергетическая установка — два дизеля по 2400 л. с., скорость хода — до 23 узлов. Вооружение: 14,5-мм пулемёт, ПЗРК «Игла» или «Верба», противодиверсионные гранатомёты. Экипаж – восемь человек.


Довольно большой серией за короткий промежуток времени были построены патрульные катера проекта 03160 «Раптор». Они одни из самых скоростных в отечественном флоте: водомётный движитель позволяет разгонять их до 48 узлов. Основное назначение «рапторов» — патрулирование акваторий, оборона пунктов базирования ВМФ, обнаружение и перехват малых целей, обеспечение действий подразделений спецназа, в том числе скоростная доставка групп численностью до 20 человек с вооружением, снаряжением и оборудованием. Проект катера разработан в КБ ОАО «Ленинградский судостроительный завод “Пелла”», на этом же предприятии ведётся серийное строительство. Всего с 2013 года флот получил восемь катеров «Раптор», ещё на десять подписан контракт.

Патрульный катер проекта 03160 «Раптор». Длина — 16,9 м. Энергетическая установка — два дизеля мощностью по 1150 л. с., скорость хода — 48 узлов. Экипаж — два человека + 20 десантников. Вооружение: универсальный боевой модуль с пулемётом калибра 12,7 или 14,5 мм, два пулемёта калибра 7,62 мм.


С «Рапторами» легко спутать десантные катера проекта 02510, которые предложены ВМФ России концерном «Калашников» и производятся на судостроительном заводе (ССЗ) «Рыбинская верфь». И это неудивительно, поскольку прототипом как для одних, так и для других послужил шведский малый боевой катер CombatBoat 90, размноженный в количестве более 250 единиц, который используется во флотах семи стран. Однако концерн «Калашников» подошёл к вопросу системно и в рамках одного проекта разработал для флота семейство десантно-штурмовых катеров для действий в единой боевой группе. В это семейство входят транспортно-десантный катер типа БК-16, десантно-штурмовой катер типа БК-10 и катер огневой поддержки типа БК-9. Комплексы вооружения на разных вариантах катеров взаимозаменяемы и включают в себя пулемёты как винтовочного калибра, так и крупнокалиберные, а также автоматические гранатомёты, противодиверсионные мины и даже противотанковый ракетный комплекс. Кроме того, для обеспечения действий десантируемой группы предусмотрено использование бортового беспилотного аппарата-разведчика. На сегодня в состав ВМФ России входит два таких катера, на поставку ещё 15 единиц (шесть типа БК-16 и девять типа БК-10) контракт подписан в августе 2017 года. Катера обоих проектов могут не только действовать самостоятельно, но и применяться с бортов других кораблей, в том числе из доковых камер десантных кораблей. Два «Раптора» таким образом прошли проверку в боевых условиях конфликта в Сирии.

Транспортно-десантный катер типа БК-16. Водоизмещение — 20,5 т, длина — 16 м. Скорость хода — до 40 узлов. Экипаж — два человека + 19 десантников. Вооружение: один пулемёт калибра 12,7 мм или автоматический гранатомёт калибра 40 мм, четыре пулемёта калибра 7,62 мм, морские мины или пусковые установки ПТУР.


Продолжая тему о десантно-высадочных средствах военно-морского флота, следует рассказать о российских скоростных десантных катерах на воздушной каверне проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь». Оба проекта разработаны в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени P. E. Алексеева в Нижнем Новгороде и предназначены для доставки и высадки на необорудованный берег боевой техники и передовых подразделений десанта. Их главная особенность — необычная форма носовой оконечности, создающая под днищем катера при движении искусственную воздушную прослойку с избыточным давлением, в результате чего большая часть днища «приподнимается» над водой, резко снижается сопротивление и обеспечивается скорость около 30 узлов. «Серны» начали строить ещё в прошлом веке: головной катер заложили в 1993 году. Но процесс шёл, как говорится, ни шатко ни валко. И только примерно с середины первого десятилетия XXI века катера стали поступать на флот буквально один за другим. Всего до 2014 года ВМФ России получил 12 катеров проекта 11770 «Серна», большую часть которых построил судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Кроме того, четыре «Серны» были поставлены на экспорт: один катер получила Береговая охрана Эстонии, три ушли в ОАЭ. 

Десантный катер проекта 11770 «Серна». Полное водоизмещение — 105 т, длина — 25,8 м. Энергетическая установка — два дизеля по 4000 л. с., скорость хода — 30 узлов. Экипаж — пять человек. Десантовместимость: один основной танк, или два БТР, или 92 человека десанта, или до 45 т грузов.


Катера проекта 21820 «Дюгонь» имеют увеличенные по сравнению с «Серной» размерения и, соответственно, большую десантовместимость. Так, если «Серна» способна перебрасывать до двух единиц бронетехники или около 90 человек десанта, то «Дюгонь» вмещает в себя в два раза больше техники (или до 140 тонн грузов), к тому же имеет оборонительное вооружение. Более крупный «Дюгонь» развивает также большую скорость и имеет лучшую мореходность по сравнению с «Серной». Головной катер проекта 21280 был заложен на ССЗ «Волга» в 2006 году. Поначалу это был просто номерной катер Д-105. Однако в 2011 году главком ВМФ принял решение увековечить память офицеров Гвардейского морского экипажа, отличившихся в боях в годы Отечественной войны 1812 года, в наименованиях десантных катеров этой серии. Так в составе ВМФ России появились «Атаман Платов», «Денис Давыдов», «Иван Карцов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов». Катера строились на трёх заводах в Нижнем Новгороде, Ярославле и Владивостоке. На сегодня серия ограничена пятью единицами по причине выявления у головного катера конструктивных недостатков: при выходе на максимальные скорости корпус в кормовой части не выдерживает нагрузок. Однако КБ имени P. E. Алексеева верит в своё детище и на различных выставках регулярно демонстрирует новые образцы плавательных средств, базирующихся на проектах «Серна» и «Дюгонь». Руководство ВМФ со своей стороны также отмечало заинтересованность иметь на каждом флоте по 4–5 катеров типа «Дюгонь».

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь». Полное водоизмещение — 280 т, длина — 45 м. Энергетическая установка — два дизеля по 9000 л. с., скорость хода — 35 узлов. Экипаж — шесть человек. Десантовместимость: два основных танка, или четыре БТР, или 90 человек десанта, или до 140 т грузов.


Не менее нужны для флота различные корабли и суда так называемого вспомогательного назначения: буксиры, суда-снабженцы, гидрографические, рабочие и разъездные катера и т. п. Обновление состава вспомогательного флота — это столь же важная задача при строительстве сбалансированных морских сил, как и создание боевых кораблей. В настоящее время вспомогательный флот ВМФ России включает более 450 морских и рейдовых судов обеспечения, из них около ста современные. Наиболее крупные единицы вспомогательного флота, строительство которых ведётся в настоящее время, — серия из трёх судов тылового обеспечения проекта 23120. Согласно контракту ССЗ «Северная верфь» построит для Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов по одному судну, назначение которых — транспортировка и передача грузов, в том числе на корабли в море, а также буксировка и оказание помощи терпящим бедствие судам. Проект разработан ЗАО «Спецсудопроект» и представляет собой адаптацию гражданского судна под нужды и требования военно-морского флота. Особенность судов этого типа — высокий ледовый класс, допускающий плавание в арктических морях, в том числе в период зимней навигации. В проекте применено большое количество решений, которые ранее не использовались на вспомогательных судах ВМФ. Например, система динамического позиционирования, позволяющая удерживать судно неподвижно в заданной точке в любых погодных условиях. За счёт мощной энергетической установки есть возможность буксировать любые корабли отечественного флота, вплоть до авианосца. Головное судно «Эльбрус» вышло на этап государственных испытаний, два других — «Всеволод Бобров» и «Капитан Шевченко» — находятся в различной степени готовности на заводе «Северная верфь». Достройку и ввод в строй этих нужных флоту единиц осложняет режим санкций: в проекте было предусмотрено использование большого количества оборудования и механизмов иностранного производства. 

Судно тылового обеспечения «Эльбрус» проекта 23120. Полное водоизмещение — 9000 т, наибольшая длина — 90 м. Скорость хода составляет не менее 18 узлов. Суммарная мощность главных дизель-генераторов — 15 МВт. Дальность плавания — 5000 миль. Автономность — около 60 дней. Экипаж — 27 человек. На судне предусмотрены оборудованные места и помещения для временного размещения около 50 человек.


С начала 2000-х годов особое значение в международных отношениях отводится Арктическому региону. Россия не раз заявляла о своём желании доминировать в Арктике, и в перспективном облике отечественного ВМФ немало кораблей ледового класса. Для обеспечения деятельности арктической группировки ВМФ России предназначен и новый вспомогательный дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Его строительство ведёт с 2015 года АО «Адмиралтейские верфи». Технический проект ледокола разработан конструкторским бюро «Вымпел». В настоящее время ледокол проходит ходовые испытания. «Илья Муромец» может двигаться во льдах толщиной до одного метра и заниматься обслуживанием береговых и островных баз и аэродромов, буксировать другие суда, перевозить контейнеры, а также выполнять функции аварийно-спасательного судна. В носовой части ледокола будет сооружена вертолётная площадка, способная принять вертолёт типа Ка-32, а в случае проведения мобилизации вспомогательных судов предусмотрена возможность установки вооружения. На сегодня флот ограничился постройкой только одного ледокола проекта 21180, сосредоточив усилия на пополнении состава кораблями совершенно нового класса, объединяющими в себе качества ледоколов, буксиров и патрульных кораблей.

Вспомогательный дизель-электрический ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Водоизмещение — 6000 т, наибольшая длина — 85 м. Скорость хода составляет не менее 15 узлов. Суммарная мощность главных дизель-генераторов — 12 МВт. Дальность плавания — 9000 миль. Автономность — около 60 дней. Экипаж — 32 человек. На судне предусмотрены оборудованные места и помещения для временного размещения 50 человек.


Речь идёт об универсальных патрульных кораблях арктической зоны ледового класса проекта 23550. Это принципиально новые корабли, предназначенные для использования в любых зонах мореплавания — от тропиков до высоких широт. Им не страшны даже льды толщиной до полутора метров. Проект разработан АО «ЦМКБ «Алмаз», строительством кораблей с 2016 года занимается АО «Адмиралтейские верфи». Головной корабль получил название «Иван Папанин» и официально был заложен в апреле этого года, второй корабль будет носить имя «Николай Зубов», его закладка планируется на 2018 год. Корабли предназначены для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов, сопровождения судов, участия в спасательных операциях, охраны буровых платформ, а также конвоирования и буксировки в порт нарушителей и решения других задач в исключительной экономической зоне. Проектом предполагается наличие на борту вертолёта, в том числе в десантно-штурмовом варианте, а также двух катеров типа «Раптор» или катеров на воздушной подушке. Кроме того, предусмотрено артиллерийское вооружение, а на более ранних моделях была продемонстрирована возможность размещения в кормовой части двух четырёхконтейнерных пусковых установок ракетного комплекса «Калибр», что может значительно повысить ударные возможности кораблей.

Многофункциональный патрульный корабль ледового класса проекта 23550. Водоизмещение — 8500 тонн. Длина — 110 м. Мощность энергетической установки — 15 Мвт, скорость хода — около 16 узлов. Дальность плавания — 6000 миль, автономность — 60 суток. Экипаж — 60 человек, а также предусмотрены оборудованные места и помещения для временного размещения 50 человек. Вооружение: артиллерийская установка АК-176МА; ангар для базирования вертолёта и беспилотных летательных аппаратов; два скоростных боевых катера типа «Раптор».


Список кораблей и судов, строящихся в настоящее время или уже введённых в состав ВМФ России, будет неполным, если не упомянуть средний разведывательный корабль «Иван Хурс» проекта 18280, океанографические исследовательские суда проектов 22010, 02670, 16450 и 20183, морские транспорты вооружения проектов 20181 и 20360М, морские буксиры проекта 23470, рейдовые буксиры проекта 90600, буксирные катера проекта 04690, катера-торпедоловы проекта 1388НЗТ, катера связи проектов 1388НЗ и 21270, малые гидрографические суда проекта 19910, большие гидрографические катера проекта 23040Г и т. п. Их производят десятки тысяч корабелов на заводах по всей России. А если вспомнить про смежников, поставляющих проектную документацию, металл, двигатели и механизмы, судовое оборудование и мебель, электронное оборудование, краску, наконец, то количество занятых в строительстве морской составляющей Вооружённых сил России вырастет в десятки раз. 


В статье использованы фото с официальных страниц проектировщиков и строителей кораблей, а также фотографов Акентьева Алексея и Кулешова Олега.