Со стапелей в океаны. Часть 1

История
42 567

Произнося слова «военно-морской флот», мы прежде всего представляем себе боевые корабли. Безусловно, важны и береговые части, и пункты базирования, и ремонтные базы, и многое другое, но без самих кораблей всё это становится ненужным. Современный российский флот испытал в «лихие 90-е» едва ли не самое страшное в своей истории «мирное поражение», когда без участия в каких-либо боевых действиях его состав уменьшился в разы. В утилизацию уходили ещё вполне годные к эксплуатации надводные боевые корабли и подводные лодки, а некоторые из них были порезаны на металл прямо на стапелях судостроительных заводов. Однако в последнее десятилетие ситуация коренным образом стала меняться. Предлагаем вам познакомиться с кораблями и судами, которые строятся сейчас или вошли в состав Военно-морского флота России в последние годы.

Самые крупные надводные боевые корабли 1 ранга, которые пополнят ВМФ России в ближайшее время, фрегаты проекта 22350. Их строительство ведёт ССЗ «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Проект этого корабля был разработан в одном из старейших проектных бюро нашей страны — Северном ПКБ в начале 2000-х. В настоящее время идёт строительство четырёх кораблей этого типа: «Адмирал флота Советского Союза Горшков», «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков». Головной корабль, фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков», проходит заключительный этап государственных испытаний и должен войти в состав флота в ноябре этого года. Длительный срок его постройки (заложен в 2006 году, спущен на воду в 2010-м) объясняется большим количеством нового вооружения и оборудования на борту. Например, совершенно новыми являются 130-мм артустановка А-192М и зенитный ракетный комплекс 9К96-2 «Полимент-Редут».

Гораздо лучше обстоят дела с постройкой для ВМФ России фрегатов (сторожевых кораблей по прежней классификации) проекта 11356. Вероятно, потому, что калининградский ССЗ «Янтарь» уже имел опыт постройки подобных кораблей для ВМС Индии, и строительство серии для российского флота затруднений не вызывает. Все шесть кораблей проекта 11356 предназначены для службы в составе Черноморского флота. Три из них: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров» — построены на ССЗ «Янтарь» в 2016–2017 годах и уже вошли в состав флота или вот-вот будут в него зачислены. Судьба второй тройки зависит от возможностей отечественной промышленности в освоении производства мощных корабельных газотурбинных установок. Возможно, сроки несколько сдвинутся по времени, но достроены корабли будут.

А вот судьба больших десантных кораблей проекта 11711 оказалась не столь завидной. Проект был разработан Невским ПКБ, и головной корабль под именем «Иван Грен» был заложен на ССЗ «Янтарь» в Калининграде в 2004 году. Однако затем его строительство на протяжении четырёх лет фактически не велось и возобновилось только в 2008 году. За это время концепция применения БДК претерпела изменения, и серию сократили с шести единиц до двух. Головной корабль в настоящее время проходит ходовые и государственные испытания, и есть надежда, что к концу текущего года он будет передан ВМФ России. Второй корпус серии БДК «Петр Моргунов» находится в достройке на CCЗ «Янтарь».

Самая многочисленная серия новых боевых надводных кораблей Российского ВМФ в настоящее время — это корветы проекта 20380. Пять кораблей («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Совершенный» и «Стойкий») были построены в 2008–2017 годах и уже несут службу в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов, ещё пять находятся в различной степени готовности на Амурском судостроительном заводе и ССЗ «Северная верфь». В дополнение к ним два корабля строятся на Северной верфи по модернизированному проекту 20385, и ещё один — там же по изменённому проекту 20386. Таким образом, впервые в новейшей истории российского флота можно говорить о крупносерийной постройке многоцелевых кораблей ближней морской зоны. В создании корветов проекта 20380 помимо основного разработчика ЦМКБ «Алмаз» приняли участие более 70 научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий. На корветах типа «Стерегущий» впервые для кораблей такого водоизмещения была использована надстройка из композитных материалов. Корабли впервые в отечественном военном флоте получили интегрированную мостиковую систему. Кроме того, их проектирование велось с широким использованием принципа модульности, что позволило при постройке серийных кораблей легко изменять состав вооружения. Указом Президента РФ № 1431 от 12 декабря 2009 года группа сотрудников «Северной верфи» была удостоена государственных наград за создание корабля проекта 20380 типа «Стерегущий». Двадцать три сотрудника предприятия были награждены медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и шестеро получили почётное звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

Петербургское ЦМКБ «Алмаз» причастно также к созданию ещё одного типа кораблей, которые пополняют состав ВМФ России в настоящее время. Речь идёт о кораблях противоминной обороны проекта 12700 «Александрит». Это базовые тральщики с уникальным, самым большим в мире корпусом из монолитного стеклопластика, сформированным методом вакуумной инфузии. Длина кораблей — около 62 метров, водоизмещение — около 800 тонн. Их уникальность подтверждена занесением в Книгу рекордов Гиннеса. В перспективе они должны стать основой противоминной обороны ВМФ России в ближней морской зоне. Головной корабль, базовый тральщик «Александр Обухов», вошёл в состав Балтийского флота в 2016 году. Три корабля строятся на Средненевском CCЗ под Санкт-Петербургом, и ещё на четыре корабля с заводом подписан контракт. Корпус тральщиков проекта 12700 изначально разрабатывался под возможность строительства на его основе патрульных кораблей или вспомогательных судов различного назначения как для военных, так и для гражданских заказчиков. 

В течение 2006–2012 годов в состав Каспийской флотилии были введены три малых артиллерийских корабля проекта 21630 «Буян». Эти относительно небольшие корабли (водоизмещение около 500 тонн) с мощным вооружением предназначаются для действий в акватории Каспийского моря. Благодаря небольшой осадке (2 метра) и водомётному движителю они имеют возможность совершать переходы по речным системам. Эксплуатационные и мореходные качества «речных мониторов» проекта 21630 позволили Зеленодольскому ПКБ на их основе разработать многоцелевой ракетно-артиллерийский корабль малого водоизмещения ближней морской зоны проекта 21631 «Буян-М». В состав его вооружения была включена универсальная вертикальная пусковая установка (ВПУ) УКСК на восемь крылатых ракет «Калибр» или «Оникс». Таким образом, эти корабли водоизмещением менее 1000 тонн стали носителями ракет средней дальности (крылатые ракеты семейства «Калибр» в варианте для нанесения ударов по наземным целям способны их поражать на дальности до 2500 км). В течение 2014–2015 годов Зеленодольский завод имени A. M. Горького построил и передал в состав ВМФ России пять кораблей этого проекта. Еще пять находятся в различной стадии постройки, в том числе один проходит ходовые и государственные испытания на Черном море и может быть передан флоту уже осенью этого года. 

Похоже, благодаря универсальной ВПУ УКСК крылатые ракеты «Калибр» прописались на боевых кораблях российского флота всерьёз и надолго, делая даже небольших их представителей весьма грозным оружием. Так, в 2015 году сразу на трёх заводах (на двух площадках Ленинградского CCЗ «Пелла» и на Зеленодольском заводе имени A. M. Горького) была заложена серия из 12 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» разработки ЦМКБ «Алмаз». Головной МРК «Ураган» спущен на воду и до конца этого года будет передан флоту, остальные должны пополнить Черноморский и Балтийский флоты России в течение следующих двух лет. Высока вероятность, что серия продолжится и Амурский ССЗ построит ещё шесть кораблей этого проекта для Тихоокеанского флота.

Было бы непозволительно не вспомнить о подводных лодках. Новое поколение ракетных и многоцелевых атомных подводных лодок приходило на флот очень непросто. Головная многоцелевая АПЛ четвёртого поколения «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» была заложена в далёком 1993 году, однако через три года её строительство заморозили. Лишь спустя ещё восемь лет работы на лодке возобновились, но уже с внесёнными в проект изменениями. Спустили корабль на воду в 2010 году, а в состав Северного флота АПЛ «Северодвинск» вошла только в 2014-м. Вторая АПЛ серии — «Казань» — строится уже по улучшенному проекту 08851 «Ясень-М». Корабль вышел на этап испытаний и должен войти в состав Северного флота в 2018 году, а всего таких подводных лодок будет построено семь. 

Стратегические ракетоносцы следующего поколения будут представлены в ВМФ России атомными подводными лодками проектов 955 «Борей» и 955А «Борей-А». Головная лодка этого семейства «Юрий Долгорукий» была заложена в 1996 году, однако неготовность вооружения — ракетного комплекса «Булава» — и другие проблемы задержали корабль надолго на стапеле. Спуск на воду произвели только в 2008 году, а в состав Северного флота корабль вошёл в 2013 году. Тем не менее, строительство других кораблей серии ведётся весьма ударными темпами. Второй и третий корабли («Александр Невский» и «Владимир Мономах») были переданы флоту в 2013-м и 2014-м годах соответственно, а всего будет построено восемь кораблей проектов 955/955А.

Неудачи с доводкой энергетической установки ДЭПЛ проекта 677 «Лада» поставили под вопрос серийное строительство этих лодок. В опытной эксплуатации находится только головной корабль «Санкт-Петербург». Проект в целом находится на доработке, и очень вероятно, что лодки этого типа станут первыми в отечественном флоте оснащёнными анаэробной энергетической установкой. Для поддержания группировки дизель-электрических лодок было принято решение возобновить строительство хорошо зарекомендовавших себя ДЭПЛ проекта 06363 с ракетным комплексом «Калибр». В период 2014–2016 годов Черноморский флот получил шесть новых лодок этого проекта, ещё шесть строятся для Тихоокеанского флота.

Следовало бы ещё рассказать о сторожевых и десантных катерах, а также о многочисленных судах вспомогательного флота (буксирах, судах обеспечения, спасательных и транспортных судах, танкерах, разъездных и рабочих катерах и т. п.), но тогда объём публикации превысил бы все мыслимые ограничения. Но и перечисленного достаточно, чтобы понять: флот России миновал точку минимума линии своей истории и перешёл на восходящую ветку развития. Как долго она продлится, решают люди. В том числе и мы с вами. Ведь нам же не всё равно, правда?


В статье использованы фото с официальных страниц проектировщиков и строителей кораблей, а также фотографов Акентьева Алексея и Кулешова Олега.